ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДОРОГО

Опубликовано 19 октября 2018 года

Чрезвычайно дорого Нарушения в «чрезвычайных» госзакупках стоили бюджету 1,7 млрд рублей

Центр «Трансперенси Интернешнл - Россия» в Екатеринбурге

Госзакупка в чрезвычайной ситуации, — например, после пожара, наводнения или техногенной катастрофы, — может проводиться без конкурса. Мы выяснили, что подавляющее большинство таких закупок, заключенных в 2017 году по всей стране, не соответствует требованиям закона, а заказчики трактуют понятие «чрезвычайной ситуации» по своему усмотрению. По нашим расчетам, россияне потеряли на этих закупках 1,7 млрд рублей.

В 2017 году заказчики заключили более 3,5 млн контрактов на общую сумму более 6,3 трлн рублей. Большинство государственных и муниципальных закупок проводятся с использованием конкурентных процедур, что позволяет экономить бюджетные средства за счет снижения начальной максимальной цены контракта и допускать к участию в закупке различных поставщиков, обеспечивая тем самым развитие конкуренции. Для этого проводят аукционы, открытые конкурсы и другие конкурентные процедуры.

Однако закон «О контрактной системе» позволяет заказчику в некоторых случаях обойтись без конкурсов и аукционов, а выбирать подрядчика напрямую. Это называется «закупка у единственного поставщика». Для такого способа закупки характерны высокие риски злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Всего закон содержит 54 основания, по которым закупка может осуществляться у единственного поставщика. Одно из этих оснований — закупки товаров, работ и услуг в чрезвычайной ситуации, когда применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В проекте «Дорожный ревизор», анализируя закупки к Чемпионату мира по футболу, мы обнаружили 27 контрактов на общую сумму 8,7 млрд руб., при заключении которых заказчики не проводили аукционов, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию. «Чрезвычайность» в этих случаях заключалась в сжатых сроках, которые сами заказчики и устанавливали, даже если закупки были плановыми.

Пример здесь

Мы решили не останавливаться на «дорожных» контрактах. Используя сайт госзакупок (ЕИС), мы отобрали все «чрезвычайные» закупки с ценой контракта более 30 млн рублей. Из них 186 контрактов на общую сумму почти 23,5 млрд рублей заключены в 2017 году. Мы изучили все контракты и выяснили, что многие из них были заключены с признаками нарушений, которые обошлись бюджету — а значит, гражданам, — в полтора миллиарда рублей.

Что такое закупка в чрезвычайной ситуации

Проведение «чрезвычайных» закупок регулируется пунктом 9 части 1 статьи 93 закона «О контрактной системе». Для проведения такой закупки должна произойти какая-то экстраординарная ситуация, требующая незамедлительной реакции: надо срочно предотвратить человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей либо ликвидировать последствия, если они уже наступили. При этом заказчик должен подготовить отчет с обоснованием того, почему он посчитал необходимым провести прямую закупку (введен режим чрезвычайной ситуации, возникли обстоятельства непреодолимой силы и т.п.) и на следующий день после заключения контракта уведомить об этом контрольный орган — например, ФАС или уполномоченный орган местного самоуправления.

Кто определяет, какая ситуация — чрезвычайная

В зависимости от уровня ЧС, вводить режим «Чрезвычайная ситуация» могут глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны. Для этого требуется официальный документ (распоряжение губернатора, постановление главы администрации и т. д.), где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, на которой он будет действовать, силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации ЧС, перечень мер, ответственные должностные лица или руководитель ликвидации ЧС.

Что такое обстоятельства непреодолимой силы

Когда же заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, а не на введение режима ЧС, он должен доказать, что эти обстоятельства были чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Чрезвычайность подразумевает исключительность и необычность обстоятельства. Непредотвратимость подразумевает, что любое другое лицо в аналогичной ситуации не могло бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Злоупотребления при «чрезвычайных» закупках

Допустим, в конце финансового года заказчику выделены бюджетные средства, и ему необходимо срочно заключить контракт. Поэтому он прибегает к закупке в условиях ЧС. Однако недостаток времени в связи с поступлением денег в конце года не является обстоятельством непреодолимой силы. Другой пример: заказчик заключает контракт на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации спустя длительное время после возникновения аварии, хотя за это время мог бы успеть провести конкурсную процедуру.

Бывает и так, что заказчику не выделяют деньги на ремонт объектов, находящихся в аварийном состоянии (например, на капитальный ремонт котельной). При этом заказчику известно, что котельная к началу отопительного сезона не будет функционировать, но ситуация искусственно затягивается так, что до начала отопительного сезона остаются считанные дни. Тогда глава администрации района вводит режим ЧС на объекте. Это позволяет выделить средства из резервного фонда и потратить их на ремонт, заключив контракт с любым подрядчиком, выбранным заказчиком по своему усмотрению (тут-то и возникают коррупционные риски). Формально режим ЧС введен, фактически же — основание для его введения является неправомерным, а проведение такой закупки — безосновательным.

Что нашли в контрактах

Четыре из пяти контрактов — с нарушениями

Мы изучили 186 «чрезвычайных» контрактов, заключенных в 2017 году, и пришли к выводу, что подавляющее большинство этих закупок не соответствует требованиям закона. Общая сумма контрактов, заключенных при ЧС — 23,5 млрд рублей.

Таблица контрактов

Большая часть «чрезвычайных» закупок — в Москве

Среди московских заказчиков больше всех контрактов заключило Государственное унитарное предприятие города Москвы «Экотехпром», учрежденное департаментом городского имущества Москвы. Предприятие занимается сбором и вывозом мусора или твердых бытовых отходов. В нашу выборку попали 18 контрактов ГУПа, заключенных в 2017 на общую сумму почти 2,4 млрд руб.

Две трети контрактов в нашей выборке — на строительство и ремонт

Из 23,5 млрд рублей:

35,5%
потрачено на дороги (их строительство, ремонт, уборку снега и т.п.);
30,5%
на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию жилых и нежилых зданий и сооружений;
9,5%
на работы на полигоне твердых бытовых отходов «Малинки» в Подмосковье;
7%
на поставку и перевозку различных природных ресурсов (нефть, уголь, мазут);
4,5%
на медицину (закупка вакцин, техники, транспорт);
4%
на борьбу с лесными пожарами;
9%
на иные закупки.

Иные закупки — это ликвидация последствий взрывов газа в жилых домах, бурение скважин, гидротехнические работы, борьба с сибирским шелкопрядом, видеозапись ЕГЭ, кредитование, оформление праздника, проведение противопаводковых мероприятий, разгон облаков, благоустройство парков и придомовых территорий.

Примеры

Мы подобрали несколько характерных примеров злоупотреблений при «чрезвычайных» закупках. К сожалению, этих примеров намного больше.

Работы на полигоне ТБО «Малинки» в Подмосковье

Количество контрактов: 18

Общая цена контрактов: 2 386 628 454,15 руб.

Объекты закупок: выполнение работ на полигоне твердых бытовых отходов «Малинки» «в рамках оперативной локализации и устранения причин загрязнения прилегающей к полигону территории», от строительства дорог, котельных, бурения скважин до установки унитазов, раковин и душевых кабин.

Заказчик: Государственное унитарное предприятие города Москвы «Экотехпром», учрежденное Департаментом городского имущества города Москвы.

Подрядчик: несколько бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Крупнейший контракт, на 782 млн рублей, заключен с московским ГБУ «Автомобильные дороги», учрежденным столичным департаментом ЖКХ.

Дата начала исполнения контракта: первый контракт заключен 10 апреля 2017 года.

Дата окончания исполнения контракта: последний контракт исполнен 31 октября 2017 года

Развернуть

Обоснование

Все 18 контрактов заключены на основании решения Комиссии правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 6 апреля 2017 года. Комиссия поручила ГУП «Экотехпром» «выполнить комплекс первоочередных неотложных мероприятий, направленных на санацию, рекреацию, благоустройство и приведение в нормативное состояние территории полигона ТБО «Малинки» и прилегающей к нему территории, подвергшейся негативному экологическому воздействию».

Наши действия

Полигон для хранения отходов «Малинки» расположен на границе поселений Краснопахорское и Щаповское Троицкого административного округа Москвы. После завершения строительства полигон должен занять площадь в 64 гектара.

Активисты движения «Стоп-Малинки», в которое входят жители Новой Москвы и Подольска, предоставили нам документы о работах на полигоне. В них указывалось, что «Экотехпром» получила из столичного бюджета субсидии в размере 3,4 млрд руб. В октябре 2017 года размер субсидий был увеличен до 5,4 млрд руб.

По оценке активистов, более 90% выделенных «Экотехпрому» средств пошли на строительство нового объекта, а не на рекультивацию полигона, как того требовала комиссия правительства Москвы.

  • 9 из 18 закупок (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) в соответствии с актом внеплановой проверки Главного контрольного управления Московской области (Главконтроля) от 28.07.2017 г. признаны заключенными с нарушением требований законодательства: заказчик выбрал неверный способ определения поставщика;
  • 7 закупок (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по результатам внеплановой проверки Главконтроля от 19 августа 2017 г. также признаны заключенными с тем же нарушением.
  • Одна закупка не упоминается в указанных выше актах, однако полностью подпадает под обоснования незаконности ее заключения с единственным поставщиком, поскольку, как указано в актах Главконтроля, Решение комиссии Правительства Москвы не является основанием для заключения контракта по п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, поскольку этим решением не вводится режим ЧС и оно не указывает на возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
  • Еще одна закупка была прекращена по соглашению сторон без проведения работ, однако контракт также был заключен на основании решения комиссии Правительства Москвы.

Во всех проанализированных нами контрактах ГУП «Экотехпром» вместо конкурсов или аукционов был безосновательно выбран неконкурентный способ определения поставщика. В бюджет должно вернуться 900 тысяч рублей — такую сумму штрафов должен заплатит заказчик. Если бы был проведен конкурс, экономия при торгах могла бы составить 215 млн руб.

Свернуть

Строительство на Крестовском острове в Санкт-Петербурге

Количество контрактов: 1

Цена контракта: 1 863 764 606,38 руб.

Объект закупки: выполнение работ по завершению строительства объекта: Приспособление для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк победы» и строительство входной группы с контролем доступа на футбольный стадион на намывной территории в Западной части Крестовского острова по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, 25

Заказчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции»;

Подрядчик: Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга».

Дата начала исполнения контракта: 29.03.2017 г.

Дата окончания исполнения контракта: 31.10.2018 г.

Развернуть

Обоснование

В документации к закупке отсутствует какое-либо обоснование ее заключения без конкурса. Обосновывать заключение контракта должен «Отчет об обосновании закупки у единственного поставщика от 27.03.2017», однако в документации мы его не нашли. Более того, в перечень включены работы, которые трудно счесть чрезвычайными: снос зеленых насаждений, дорожные работы, наружное освещение, озеленение, благоустройство и т.п. 19 месяцев, отведенных на исполнение контракта, также свидетельствуют о целесообразности конкурсной процедуры. В июле 2018 года дополнительным соглашением № 10 цена контракта была увеличена на 10%, с исходных 1,7 до 1,9 млрд руб.

Учредителем заказчика и подрядчика является Комитет по управлению городским имуществом (ИНН 7832000076), который подчинен правительству Санкт-Петербурга и возглавляется вице-губернатором города.

Наши действия

В августе мы подготовили и направили обращение в ФАС России с просьбой провести внеплановую проверку и, в случае подтверждения наших доводов, привлечь виновных в совершении правонарушения лиц к административной ответственности.

Согласно сведениям, предоставленным ФАС России, Комитетом государственного финансового контроля г. Санкт-Петербурга ранее установлено нарушение требований законодательства о контрактной системе и вынесено постановление о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности (ч.2 ст.7.29 КоАП РФ).

Свернуть

Аварийные котельные в Алтайском крае

Общая цена контрактов (1, 2, 3): 208 710 873,00 руб.

Объекты закупок: выполнение работ по капитальному ремонту котельных в г. Алейске и г. Горняк.

Заказчики: Администрации города Алейск Алтайского края и Локтевского района Алтайского края.

Подрядчики: Общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский котельный завод “Сибирь”»; Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис»; Общество с ограниченной ответственностью «Спецстройкомплект».

Период заключения контрактов: с мая по декабрь 2017 г.

Развернуть

Обоснование

Чтобы обосновать невозможность конкурентного способа выбора поставщика, администрация Алейска сослалась на протоколы заседаний городских комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС. Именно по этим протоколам на территориях котельных вводятся режимы «чрезвычайной ситуации». Однако это произошло не в результате аварии или стихийного бедствия, а вследствие естественного износа котельных, которые нуждались в ремонте задолго до принятия решения о введении режима ЧС. Как следствие, муниципальные заказы были размещены у единственного подрядчика на строительство объектов, а это ограничило возможности других поставщиков. Администрация Локтевского района в качестве обоснования закупки ссылается на некое «Распоряжение № 232р от 18.09.2017 г.». Кем издано распоряжение и что в нём содержится, в размещенных документах не уточняется.

Подрядчики

Подрядчиками по контрактам выступили три организации: ООО «Барнаульский котельный завод «Сибирь» (прекратило деятельность 14 мая 2018 года); ООО «Теплоэнергосервис»; ООО «Спецстройкомплект». Учредителем первых двух компаний является Шмарова Дина Вячеславовна, третьей — Шмаров Максим Алексеевич. Они же вместе являются соучредителями ООО «Газстройпром». На странице Максима Шмарова в «Одноклассниках» указано, что он состоит в браке с Диной Шмаровой, у них много совместных фотографий. Это может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения между лицами, ответственными за введение режима ЧС на объектах, заказчиками и подрядчиками, представляющими интересы одних и тех же (родственных) лиц.

Свернуть

Наши действия

Мы считаем, что заказчики нарушили часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, неверно выбрав способы определения поставщика. Их действия содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ — административный штраф. Мы направили два заявления (1, 2) в управление ФАС по Алтайскому краю, а также обращение в прокуратуру Алтайского края.

В сентябре прокуратура Локтевского района признала нарушение со стороны заказчика и привлекла главу Администрации Локтевского района к административной ответственности в виде штрафа, а Алейская межрайонная прокуратура не установила нарушений требований законодательства в действиях должностных лиц и не увидела оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Управление ФАС по Алтайскому краю также не обнаружило нарушений при проведении закупок в г. Алейске. Наши доводы относительно незаконности введения режима ЧС и признаках сговора не были рассмотрены. Мы не согласны с принятым решением и намерены его обжаловать в вышестоящую прокуратуру.

Медицинская помощь для жителей Забайкальского края

Цена контракта: 124 341 288,10 руб.

Объект закупки: оказание авиационных услуг для оказания скорой медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах.

Заказчик: Государственное казенное учреждение здравоохранения «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф».

Подрядчик: Общество с ограниченной ответственностью «Аэросервис».

Дата начала исполнения контракта: 17.05.2017 г.

Дата окончания исполнения контракта: 31.12.2017 г.

Развернуть

Обоснование

В отчете о нецелесообразности использования конкурентных процедур заказчик заявил, что «в период с 01.08.2017 г. по З1.12.2017 г. возникнет необходимость срочного медицинского вмешательства пациентам в неотложной форме». Иными словами, чиновники не только предсказали, что через два с половиной месяца у граждан в труднодоступных районах внезапно возникнут острые либо обострятся хронические заболевания, но и посчитали, что, кроме ООО «Аэросервис», никто им помочь не сможет.

У заказчика было два с половиной месяца для того, чтобы провести конкурс, однако, вопреки требованиям законодательства, этого сделано не было.

Наши действия

Мы включили эту закупку в число «заключенных с нарушениями», однако не стали обращаться в контрольные органы: срок давности привлечения к ответственности по этому делу уже истек.

Свернуть

Ночная доставка детского питания для москвичей

Цена контракта: 36 566 580,00 руб.

Объект закупки: поставка детского питания в пункты раздаточного питания г. Москвы.

Заказчик: Государственное бюджетное учреждение Города Москвы «Гормедтехника Департамента Здравоохранения Города Москвы».

Подрядчик: ЗАО «Лк Горизонт».

Дата начала исполнения контракта: 01.01.2017 г.

Дата окончания исполнения контракта: 31.03.2017 г.

Развернуть

Обоснование

В качестве обоснования невозможности использования конкурентных способов определения поставщика заказчик указал: «Согласно … 52-ФЗ … четко ограничивается допустимый уровень шума ночью и временные дневные допустимые границы шума. Уровень шума с 23:00 до 7:00 не должен превышать 30 децибел. Наиболее частые беспокойства вызывают нарушения норм закона в ночное время, так как 60% доставки в молочно-раздаточные пункты осуществляется в ночное время. Что повышает уровень шума более чем 30 дБ. В связи с этим мы вынуждены перейти на дневную доставку продукции. Это повлекло за собой изменение временного графика с 06:30 до 18:00 (текущий график 00:00-24:00). Детское питание (в том числе молочная продукция), является скоропортящимся продуктом, развоз которой предусмотрен государственным заданием Заказчика. Проведение конкурентных процедур закупки приведет к невозможности надлежащего и своевременного выполнения такого задания и оставит пункты раздаточного питания Москвы без продукции более чем на месяц. Заключение договора с ООО «ЛКГ» как с единственным поставщиком позволит не делать перерывов в поставке продукции, и обеспечить соблюдение установленного временного интервала, а также необходимых условий транспортировки продукции».

Подготовленное заказчиком обоснование не может являться основанием для заключения госконтракта с единственным исполнителем. Во-первых, 52-ФЗ не устанавливает допустимый уровень шума ночью и временные границы шума. Во-вторых, если уровень шума в 30 дБ ограничивается периодом времени с одиннадцати вечера до семи утра, то остается неясным, почему заказчик «вынужден» с круглосуточной доставки перейти на график работы с 06:30 до 18:00 (а не с 7:00 до 23:00, например). В-третьих, возникает вопрос, каким образом связаны между собой внезапное желание заказчика соответствовать санитарным нормам (действующим с 1996 года) и выбранный им способ закупки. Ведь речь идет не о перерывах в доставке раздаточного питания «более чем на месяц», как указано в отчете, а о сокращении ежедневных часов работы.

Подрядчик

ЗАО «ЛКГ» (в отчете ошибочно указано ООО) было зарегистрировано 21 января 2014 года. Учредитель — Беляев Юрий Васильевич (ИНН 770307308832). За все время своего существования ЗАО участвовало всего в пяти государственных закупках (четыре аукциона и одна закупка у единственного поставщика). Примечательно, что все эти закупки проводились ГБУ «Гормедтехника» и все контракты на общую сумму 54,7 млн руб. достались именно ЗАО «ЛГК». 27 марта 2018 года ЗАО прекратило деятельность.

Контракт должен быть исполнен до 31 марта 2017 г., но еще в августе 2018 года он имел статус «исполнение» (как и другой контракт на 2,5 млн руб. и еще один — на почти 10 млн руб.) Никакой информации, кроме самого контракта с приложениями и отчета о нецелесообразности, на сайте госзакупок размещено не было. Только после нашего обращения в УФАС заказчик разместил на сайте госзакупок акты выполненных работ и платежные поручения, присвоив всем трем закупкам статус «исполнение завершено»

Свернуть

Строительство дорог в Красноярском крае

Цена контракта: 39 700 900,00 руб. (дополнительными соглашениями сначала увеличена до 39 973 778,00 руб., затем снижена до 34 228 169,01 руб.)

Объект закупки: строительство дорог в г. Лесосибирск.

Заказчик: Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства».

Подрядчик: Государственное предприятие Красноярского края «Лесосибирск-Автодор».

Дата начала исполнения контракта: 22.12.2017 г.

Дата окончания исполнения контракта: 30.09.2018 г.

Развернуть

Обоснование

В отчете указано, что «использование конкурентных способов закупки нецелесообразно, так как необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать последствия пожара в гп. Стрелка г. Лесосибирска». Основанием для проведения закупки послужило постановление администрации города Лесосибирска Красноярского края от 24.05.2017 № 547 «О введении режима “ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ” на территории города Лесосибирска». К сожалению, указанное постановление нам найти не удалось, однако на сайте ГУ МЧС России была опубликована информация о введении режима ЧС на всей территории Красноярского края с 24 мая 2017 г.

Контракт на строительство дорог заключен по истечении полугода с момента введения режима ЧС — 22 декабря 2017 года. Срок исполнения контракта — 31.08.2018 г. Какая связь между введенным режимом ЧС в связи с пожарами в мае и строительством дорог в период с декабря 2017 по август 2018 года, остается неясным.

Наши действия

В июле мы обратились в Управление ФАС по Красноярскому краю с просьбой дать разъяснения. Ответа до сих пор нет.

Свернуть

Ремонт сигнализации в Приморском крае

Цена контракта: 30 700 000,00 руб.

Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения объектов: зданий дружины «Бригантина», «Парус» и «Дом пионерской учебы».

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр “Океан”».

Подрядчик: ПАО «Ростелеком».

Дата начала исполнения контракта: 27.12.2017 г.

Дата окончания исполнения контракта: 30.09.2018 г.

Развернуть

Обоснование

В качестве обоснования выбора поставщика без конкурса заказчик указал на необходимость исполнения предписания ГУ МЧС России по Приморскому краю об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Отчет об обосновании закупки в документации отсутствовал.

Наши действия

Мы посчитали, что заказчик не имел оснований для заключения контракта с единственным поставщиком и обратились в Управление ФАС России по Приморскому краю, которое подтвердило наши доводы: «Исполнение предписания Главного управления МЧС России … не является обстоятельством непреодолимой силы. Кроме того, срок контракта определен с 27.12.2017 по 30.09.2018 года, что исключает оценку данных противопожарных мероприятий как экстренных».

По результатам проведения внеплановой проверки УФАС признал заказчика нарушившим закон. В июне материалы дела переданы ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Было ли оно возбуждено, нам неизвестно.

Свернуть

Сколько потеряли граждане

Для того, чтобы посчитать, сколько мог бы сэкономить бюджет, мы обратились к сайту госзакупок. В подразделе «Экономия» раздела «Информация по закупкам» размещены сведения об «относительной экономии при заключении контракта» по каждому из субъектов РФ. Сложив все показатели за 2017 год и разделив их на количество субъектов РФ (плюс Байконур), мы получили средний процент экономии — 9%.

Общая сумма всех контрактов с единственным поставщиком, заключенных, на наш взгляд, без законных оснований — 18 539 360 522,25 руб.

1 668 542 447 рублей можно было бы сэкономить, если бы закупки проводились с использованием конкурентных способов определения поставщика.

Выводы

  1. Решения о введении режимов «Чрезвычайная ситуация» зачастую принимаются не в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, а как следствие естественного износа подлежащих капитальному ремонту объектов. Необходимость проведения таких ремонтов — событие прогнозируемое, поэтому по нашему мнению проводить закупку по ЧС в таких случаях незаконно.
  2. Заказчики по своему усмотрению определяют понятия «аварии», «чрезвычайной ситуации», «непреодолимой силы», «техногенного происшествия», «природного явления» и т.п. Многие заказчики не дожидаются, пока уполномоченные органы введут режим чрезвычайной ситуации, а расценивают любые внеплановые ситуации, которые складываются на их подконтрольных объектах, как ЧС.
  3. Заказчики не уделяют должного внимания вопросам прогнозирования возникновения и последствий ЧС и не учитывают сроки службы оборудования, уровень износа объекта и т.д.
  4. Заказчики в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации не руководствуются закрепленным в законе положением о том, что товары, работы, услуги должны закупаться лишь в том количестве (объеме), которое необходимо для ликвидации. Как правило, они пытаются включить в объем работ не только самые необходимые и достаточные для ликвидации, но и различные сопутствующие работы, которые не требуют срочности.
  5. Заказчики не составляют отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, поскольку для соблюдения процедуры публикации закупки на сайте госзакупок необходимо лишь ввести реквизиты этого документа. Если заказчики и составляют отчеты, то не могут обосновать необходимость прямой закупки в конкретной ситуации: они либо просто переписывают девятый пункт первой части закона о контрактной системе, либо добавляют фразу вроде «ввиду срочности работ применение иного способа считаем нецелесообразным». Таким образом, обоснование фактически отсутствует.

Рекомендации

  1. Мы рекомендуем сделать обязательным этапом публикации закупки на сайте госзакупок прикрепление к документации отчета о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (на сегодняшний день достаточно лишь указать его реквизиты), а также регламентировать его содержание в соответствии с законом.
  2. Если закупка проводится на основании введения режима «Чрезвычайная ситуация», заказчика нужно обязать прикреплять к закупочной документации постановление о введении соответствующего режима на соответствующей территории, а не только указывать его реквизиты.
  3. Следует установить ответственность за принятие незаконного решения о закупке у единственного поставщика не в фиксированном размере (это всего лишь 50 тысяч рублей), а пропорционально цене контракта.
  4. Необходимо обучать сотрудников контрактных служб, а также руководителей заказчиков правилам организации и проведения закупок у единственного поставщика. В рамках курсов повышения квалификации возможно выделение обязательного раздела «Закупки у единственного поставщика».
  5. Мы предлагаем разработчикам сайта госзакупок ввести фильтрацию государственных закупок у единственного поставщика отдельно по каждому из указанных в законе оснований, а не только по общему критерию «закупка у единственного поставщика», как это сделано сейчас. Это позволит автоматически отбирать нужные контракты и проводить проверку их законности и обоснованности.

В 2017 году доля от общей цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком в условиях чрезвычайной ситуации, составляла 1,61% (37 533,03 млн руб.) от цены всех контрактов с единственным поставщиком. Мы решили не ограничиваться только этим основанием, а проверить и другие контракты, заключенные с единственными поставщиками уже не по усмотрению заказчика, а на основании указов или распоряжений Президента и распоряжений или постановлений правительства. Их доля составила 7,17% (167 002,35 млн руб.) от общей цены контрактов с единственным поставщиком. Об этих закупках мы расскажем в нашей следующей публикации.